Индустрия 4.0 — концептуальная основа четвертой промышленной революции, объединившая в понятии киберфизической системы несколько существующих и разрабатываемых технологических и цифровых направлений, способных кардинально изменить структуру промышленности и производственных отношений. Понятие возникло в 2011 году в Германии и эволюционирует параллельно с развитием включенных в нее технических решений, отраслевой и страновой специфики, что зачастую вносит путаницу в понимание термина. В связи с этим лучше определить Индустрию 4.0 не через перечень постоянно меняющихся, поглощаемых новыми и непропорционально развивающихся технологий, а с использованием функционального подхода. При этом основная цель всех планируемых изменений — высший уровень конкурентоспособности производства на макроуровне. Конкурентные преимущества определяют человеческий фактор как наиболее слабое звено в производственном процессе и устанавливают функционал системы:
Базовым для Индустрии 4.0 является предельный уровень автоматизации и цифровизации: ручной механический труд исключается за счет роботизации, инструменты искусственного интеллекта обеспечивают принятие решений, широкие возможности передачи данных и их интерпретации на уровне человек-машина предоставляют возможность восприятия машиной потребительских качеств продукции. Итог — «безлюдное производство» и полное исключение человека из производственных отношений, автоматизация логистики и традиционных маркетинговых инструментов. Однако с психологической точки зрения человеку, тем более занятому на руководящих постах, крайне сложно представить себе систему, из которой в обозримом будущем он сам себя исключает; с практической — подобная организация промышленности (здесь не идет речь об отдельном производстве) еще далека от существующих технологических и инжиниринговых возможностей.
Источник: Control Engineering