Виртуальная фабрика (virtual factory) — это имитационная модель сети цифровых и «умных» фабрик, включающую в себя поставщиков услуг и комплектующих на входе, а также автоматизированные процессы дистрибьюции, логистики, сбыта и обслуживания продукции, организации потоков обратной информации на выходе. Определяющей характеристикой при этом является увеличение добавленной стоимости через управление цепочками поставок, распределенными производственными активами, а также посредством оптимизации каналов распространения продукции.
Модель виртуальной фабрики акцентирует вопросы сетевого планирования и управления производственными процессами с помощью корпоративных программных продуктов ERP, PLM, MES на уровне сети предприятий, поставщиков и прочих контрагентов. С практической точки зрения, все обозначенные программные решения, необходимые для функционирования виртуальной фабрики, должны работать еще на уровне цифрового завода. Тогда же обеспечивается и работа сегментов обмена данными посредством IIоT, облачного хранения данных; интерфейсов взаимодействия между машинами и человеком. Таким образом, виртуальная фабрика — это сетевое масштабирование фабрики будущего.